Понедельник, 21.10.2019, 07:35
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Владимира Вейхмана

Мини-чат
!
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Меню сайта

Посоветоваться с Анной Ивановной (окончание)


IX

 

Автоматическая электросварка, которая применялась при постройке судов типа "Либерти", давала не только огромный положительный эффект, ускоряя и удешевляя процесс постройки судна, но и весьма ощутимые негативные последствия. Выполнялась она по замкнутому контуру, а это вызывало большие внутренние напряжения в металле, который терял способность сопротивляться разрушению - поглощать энергию удара за счет пластической деформации. Хрупкое разрушение стали было причиной появления трещин и многочисленных аварий в процессе эксплуатации. Обшивка судов типа "Либерти" неожиданно расходилась по сварному шву во время плавания. Некоторые суда ломались на крутой волне и тонули: аварии потерпели около 400 судов, около 56 судов затонули.

Когда "Жан Жорес" следовал из США с полным грузом муки, в Аляскинском заливе  во время жестокого шторма с грохотом лопнула палуба впереди средней надстройки, по передней кромке ограждения третьего трюма. Было ясно, что если судно переломится, то носовая часть затонет сразу, а кормовая будет держаться, пока выдерживает удары волн водонепроницаемая переборка машинно-котельного отделения. Словом, ситуация близка к той, которая была на "Валерии Чкалове".

Трещина дышала. В особенности тягостно было ощущение собственного бессилия. Ну, можно сменить курс так, чтобы судно возможно меньше было подвержено килевой качке. Да и это трудно сделать, поскольку океанская зыбь и волна шли с разных направлений. Когда удалось найти более-менее приемлемый курс, килевая качка сменилась бортовой, и могучими ударами волн выбило дверь в надстройке. Потоки воды хлынули в жилые помещения. Пока установили дверь на место, пока ее подкрепили…

На концах трещины просверлили отверстия и с суеверным ужасом молили в душе, чтобы трещина не вышла за их пределы. Анна Ивановна приняла решение продолжать самостоятельно следовать прежним маршрутом. Может быть, это было самое ответственное в ее жизни решение, и сколько раз потом она спрашивала себя, правильно ли она поступила, не вызвав помощь, не повернув на обратный курс. А трещина неспешно поползла в сторону левого борта…

Через трое суток "Жан Жорес" ошвартовался к причалу в одной из безопасных бухт Алеутских островов. Еще три дня рабочие плавмастерской вели ремонтные работы: заварили трещину, над трещиной к палубе приварили продольные полосы, а под трещиной - балки. Конечно, это не гарантировало полной безопасности в дальнейшем плавании, и военное начальство предложило передать груз на другие суда, а "Жоресу" направиться на ремонт в США. И снова Анна Ивановна проявила свой твердый капитанский характер. Она приняла решение, несмотря на огромный риск, следовать в Петропавловск-Камчатский, где ждали ее груз. И уже оттуда - снова на аварийном судне! - она совершила переход через океан - на ремонт в Соединенные Штаты.

К тому времени американцы уже нашли замечательное инженерное решение борьбы с внутренними напряжениями в корпусе "Либерти". Вдоль корпуса по обеим бортам более чем на половину их длины были сделаны прорези и на них положены "заплаты" из неширокого стального листа, закрепленного на заклепках. Таким образом были рассечены замкнутые контуры сварки и снята концентрация напряжений. Благодаря модернизации больше аварий такого типа не происходило, и суда типа "Либерти", построенные "на один рейс", еще более трех десятилетий находились в эксплуатации, причем в самых тяжелых условиях плавания, а после дополнительного подкрепления - и в ледовых.

А в США ежегодно 27 сентября отмечают День "Либерти".

X

 Засиделся я, однако, у Анны Ивановны. Она объяснила мне насчет аспирантуры, - не скажу, что она как-нибудь склоняла меня к поступлению в нее, но и не отговаривала. Да, это была ее манера, ее образ мышления: каждый должен принимать решения самостоятельно. Из буфета она достала красивую бутылку, которую кто-то из друзей-капитанов привез из очередного рейса. Мы выпили по крохотной рюмочке крепчайшего рома, как велел морской обычай.

Так я и не определился, куда мне идти: в аспирантуру или на китобойную флотилию. Решил положиться на судьбу: откуда первым получу вызов.

Первым пришел вызов из аспирантуры.

Меню сайта