Николай Новоселов
В аннотации к перовой – и единственной книжке стихов, изданной в 1967 году, о поэте Николае Новоселове сказано: «Молодой конструктор, член комитета комсомола Кировского завода, он в самом начале войны вступил добровольцем в ряды Кировской дивизии народного ополчения – первой ополченческой дивизии, сформированной в Ленинграде…». 1-й стрелковый полк был набран из рабочих и служащих Кировского завода. уже в августе 1941 года в "Комсомольской правде» было напечатано первое фронтовое стихотворение Николая.
Оно так и озаглавлено: «4 июля 1941 года».
…Обмотки крутим неловко,
И – наяву или в сказке? –
Нам выдают винтовки,
Лоснящиеся от смазки.
Шинельные скатки наденем.
В атаку –
С песней в груди!
И через три недели
Умрем или победим!
двадцатилетнему бойцу Новоселову не дано было знать, что в его дивизии некомплект винтовок, «лоснящихся от смазки», по состоянию на 9 июля 1941 года оценивался в 1000 штук. Пулеметов «Максим» с оптическим прицелом полагалось180, на самом деле ни одного не получено. Комплект зенитных пулеметов – положено 18 шт., однако ни одного не получено. Минометы 82-мм – получено 8 шт. вместо 54, при этом 2 миномета оказались без прицела. Нет противотанковых гранат. по наганам потребность 1633, получено же 600. Пистолетов-пулеметов положено 1100, не получено ни одного.
10 июля дивизия выехала из Ленинграда, 11 июля начала выгрузку и приступила к обоснованию на <="">Лужском оборонительном рубеже. В момент разгрузки попала под массированный авианалёт и понесла первые потери. 1-й стрелковый полк, совершив тяжелый пеший переход, занял позиции вдоль шоссейной дороги. К 13 июля дивизия полностью прибыла на Лужский рубеж и заняла оборону в его восточном секторе. В бои вступила 26 июля.
Стихотворение Николая Новоселова «На Лужских рубежах»:
Мы навсегда забыли о прохладе.
Гремит артиллерийская гроза.
Горят леса.
И молят о пощаде
Ромашек воспаленные глаза….
С 10 августа в полосе действия дивизии развязались ожесточённые бои. 13 августа позиции дивизии были прорваны, дивизия начинает отход, практически попадает в окружение.
Стихотворение называется «Из окружения»:
Куст осины осенней –
Как мины нечаянный взрыв.
На заре,
В воскресенье
Уходим в прорыв.
Сосчитали патроны.
Покурить прилегли.
Кленов рдяные кроны…
Березы вдали…
Небо – сказочной сини.
До дна его
Взглядом
Вобрать…
На осенней осине –
Поседевшая прядь.
В тяжелейших боях дивизия потеряла три четверти своего состава. Остатки 1-го и 2-го стрелковых полков, те, что ещё в середине августа 1941 года были отрезаны от основных сил, к 2 сентября 1941 года вышли из окружения, были наскоро пополнены и переформированы.
Из стихотворения «В сентябре сорок первого»:
Далеко-далече наши встречи.
С каждым шагом непроглядней мгла.
И России совестью
На плечи
Мне шинель солдатская легла….
Как в бреду бреду я под луною,
У судьбы пощады не прося.
Вся земля лежит передо мною –
Вся в пожарах
И в могилах вся.
«Не сдадим врагу ее ни пяди…»
Отдаем.
Сдаем за пядью пядь.
Мы уже почти что в Ленинграде.
Некуда гам больше отступать.
Проза войны, даже с ее мельчайшими деталями, отразилась в стихах Николая новоселова, как и в стихах других поэтов фронтового поколения. Со строчками Михаила Кульчицкого «Война – совсем не фейерверк, а просто трудная работа» словно перекликается стихотворение Николая «На пути к победе»:
«Пот - не кровь,
Не жалейте пота! –
Проповедовал старшина.-
Такая у нас работа:
Война».
Гимнастерки мокры от глины.
Мы копаем траншеи опять.
Нам до Гитлера, до Берлина
Очень нужно их докопать.
Капитана лицо рябое...
Не дойдет до Берлина он.
На рассвете в разведку боем
Поднимется батальон…
В марте 1947 года Николай Новоселов, как и другие поэты – фронтовики, участвует во Всесоюзном совещании молодых советских писателей. Удивительно, что строчки Новоселова чуть ли не слово в слово совпадают со строками его товарищей по перу и по винтовке.
У Михаила Дудина в «Соловьях»:
Вот тут и появился соловей,
Несмело и томительно защелкал.
Потом сильней, входя в горячий пыл,
\Как будто сразу вырвавшись из плена,
Как будто сразу обо всем забыл,
Высвистывая тонкие колена.
А у Николая Новоселова в стихотворении «Ночной поиск»:
…Но вдруг
С небес
Звенящим серебром
Рассыпался
и засвистал,
защелкал
Над мертвой тишиною соловей
И захлебнулся на высокой ноте.
У Семена Гудзенко:
Снег минами изрыт вокруг
и почернел от пыли минной.
Разрыв.
И умирает друг.
И, значит, смерть проходит мимо.
А у Николая Новоселова:
…А смерть грохочет рядом,
Разрыв и мгла.
И в падающей мгле
Мой друг хрипит,
Растерзанный снарядом
На вспаханной снарядами земле.
Творческое объединение «Нарвская застава», а затем литобъединение Кировского завода, которыми в 50-60-е годы руководил Николай Дмитриевич, были известны в городе тем, что в них группировалась по преимуществу молодые – а иногда и вовсе немолодые – люди, работающие на производстве. их даже называли «рабочими-поэтами». это было не вполне справедливо, так как среди них были и студенты, и инженеры, и служащие, но Новоселов не без основания считал, что с этим «титулом» легче пробить публикацию. это было даже и обидно, так как подобное «звание» как бы свидетельствовало о любительщине, непрофессионализме его носителей.
Николай Новоселов (в центре) ведет занятие литературного объединения «Нарвская застава», 1956 г. Поэт Семен Суркис читает басню, за его спиной, в морской форме − Владимир Вейхман
Но, тем не менее, занятия в объединении открывали – пусть немногим – путь а литературу. Вдумчиво и терпеливо Николай Дмитриевич учил основам литературного мастерства, поддерживал прорезывающиеся голоса сотоварищей, помогал каждому найти свою тему. В «Нарвской заставе» вырос как профессиональный литератор Сергей Давыдов, известный своими стихотворениями о любви, о своем родном городе, о войне, на которой он еще мальчишкой вошел в состав пулеметного расчета:
В пятнадцать лет,
В шестнадцать лет
На долю пало мне
Не из рассказов и газет
Услышать о войне…
валентин Горшков пришел к Новоселову девятиклассником. Его поэтический талант расцветал прямо на глазах:
Братишка не катал меня на санках,
Сестренка нос не утирала мне.
В моей лихой мальчишеской осанке
Видна самостоятельность вполне.
Николай Малышев стал известен как автор текстов популярных песен:
Отзовись, отзовись хоть письмом
Хоть звонком
Где же ты, мой родной
Человек с рюкзаком?
Белым снегом замело, запуржило, замело
Не дотянутся сюда провода.
Но не все было благополучно в творчестве самого Николая Новоселова. Он, призывавший бороться против поэтических штампов, опубликовал, например, в ленинградском «Дне поэзии» строки, которые в стихотворении любого из своих учеников иначе как «трескучей риторикой» назвать бы не мог:
А жизнь отчаянно трудна,
А жизнь великих дел полна,
Она
на полный ход,
На третью скорость включена,
Летит вперед.
…Всю жизнь гореть и не сгорать,
А смерть придет –
Не умирать,
В грядущее шагать!
Все слова вроде бы правильные, но до чего же они неаппетитные!
Самым известным из поэтов, участвовавших в руководимых Николаем Дмитриевичем литобъединениях, был Николай Рубцов.. Но он пришел если еще не мастером, но уже опытным и амбициозным подмастерьем, звание «поэта-рабочего» его не только не украшало, но, скорее, раздражало, и очень скоро он почувствовал, что рамки кружковщины ему тесны. Публикация стихотворений Рубцова в собранном Новоселовым коллективном сборнике поэтов Кировского завода «Первая плавка», подверстанном под встречу очередного съезда КПСС, не только не вызвала у ершистого поэта радостного чувства, но, напротив, так обозлила, что он даже вырвал из авторского экземпляра страницу со своей фотографией и биографической справкой.
Как ни странно, Новоселов, постоянно публиковавшийся и много лет руководивший литературными объединениями, не был членом Союза писателей. Его приняли в Союз только тогда, когда он написал маленькую книжечку рассказов названием «Домик в Выборге», посвященную кратковременному пребыванию Ленина в этом городе в 1917 году. Ленинская тема – это же был козырный туз!
Почти через два десятка лет после ухода из жизни Николая Дмитриевича эта его конъюнктурная книжица, адресованная «детям младшего и среднего школьного возраста», была повторно выпущена в издательстве «Художник РСФСР». Видимо, на этом издании решил подзаработать художник Николай Лямин, специализировавшийся на иллюстрациях к книгам о Ленине, в основном для детей. На своих картинках он изображал умильного Ильича, окруженного умиленными детишками. Верняк!
Но все-таки Николай Новоселов, обожженный войной на Лужских рубежах, хоть и сделал реверанс в сторону вождя пролетарской революции, но остался верным главной теме, отпущенной ему суровой судьбой, вплоть до стихотворения «Могила бойца», открывающего его книжку «Тетрадь из полевой сумки»:
…Из жести венка запыленной
Сквозь треснувший холод стекла
Парнишка глядит удивленно,
Не веря, что юность прошла,
Что мы поседеем в походах,
А он, пережив свою смерть,
Всё будет навстречу восходу
Из траурной рамки
Сквозь годы
Вот так, не старея, смотреть.
К продолжению