Четверг, 28.03.2024, 22:33
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Владимира Вейхмана

Мини-чат
!
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Меню сайта

Предисловие

Проблеме научного осмысления методов управления судном, ведущим промысел рыбы и других продуктов моря, посвящен ряд исследований, отраженных как в учебной и научно-производственной литературе, так и в меньшей степени − в монографиях; ряд из них назван в прилагаемом к данной книге списке литературы. Они, как правило, рассчитаны на судоводителей  − промысловиков или других лиц, занимающихся разработкой или эксплуатацией орудий лова, имеющих надлежащее образование и соответствующий практический опыт. Однако до настоящего времени теория и практика управления судном на промысле идут как бы параллельно, в большой степени они не соприкасаются друг с другом, что, несомненно, не способствует обеспечению эффективности промысла.

Монография С.Г. Фадюшина, М.Е. Барышко и В.Ф. Вареникова в значительной степени направлена на преодоление этого противоречия и представляет собой попытку рассмотреть с единых позиций всю совокупность вопросов, связанных с промысловым судовождением. Это весьма непростая задача, поскольку, с одной стороны, отдельные аспекты ее решения являются предметом других, ранее сложившихся наук, таких, как навигация, промысловая разведка рыбы или стратегия и тактика рыбного промысла. А с другой стороны, разнородность орудий промышленного рыболовства и способов их эксплуатации затрудняет приведение к общему знаменателю методологических основ управления промысловым судном.

Поставленная авторами цель описать методы и способы управления судном при выполнении промысловых операций, безусловно, способствует более глубокому осмыслению фундаментальных основ профессиональной деятельности специалистов-промысловиков и, прежде всего, судоводителей рыбодобывающих судов, и практических приемов, обеспечивающих оптимальный облов гидробионтов.

Как следует из самого заглавия книги, а также ее оглавления, авторы стремились объять в рамках монографии возможно более широкий комплекс вопросов, относящихся к рассматриваемой проблеме. Они проявляют  похвальное стремление дать теоретическое обоснование сложившимся приемам различных видов лова и стремятся дать основанные на этом рекомендации прикладного характера, используя богатый личный опыт − свой и своих коллег.

Основным содержанием книги, определяющим ее специфику, является представление и анализ методов маневрирования судна в процессе его сближения с косяком рыбы и его облова при различных способах лова: траловом, кошельковом, ярусном и других. Авторы особо подчеркивают отличие как методов судовождения, так и самого содержание деятельности судоводителя в режиме промысла от соответствующих методов и содержания его деятельности в других режимах. Это обусловлено тем, что в промысловом режиме необходимо учитывать не только динамику судна, но и поведение других динамических объектов − орудия лова и объекта промысла.

Несомненным достоинством монографии является ее энциклопедичность; однако она же является и ее недостатком. Так, раздел «Субъективный (человеческий) фактор в условиях промысла» выглядит включенным в текст монографии искусственно, поскольку он имеет совсем иной объект исследования, чем остальные разделы книги и, соответственно, опирается на иную методологическую основу.

Монография насыщена справочным материалом. Если его часть представляется полезной (например, словарь терминов), то этого нельзя сказать о пространном и практически лишенным каких-либо комментариев объемном перечне объектов промысла дальневосточных рыбаков.

Монография может представить интерес не только для судоводительского состава рыбопромысловых судов, но и для других лиц, связанных с морским и океаническим рыболовством − специалистов промышленного рыболовства, организаторов промысла, студентов и курсантов морских учебных заведений отрасли, в особенности дипломников.

Вызывает определенные сомнения использование математического аппарата настолько разнородного − от составления систем дифференциальных уравнений и  их решения до использования понятий дифференциальной геометрии при выводе уравнения геодезической линии в многофакторном пространстве и использования понятий пропорциональной навигации, − что затрудняешься определить, на какой уровень соответствующей подготовки читателя книга рассчитана.

Не хотелось бы, чтобы название данной монографии способствовало закреплению предложенного в свое время из конъюнктурных соображений понятия «Промысловая навигация». морская навигация, в соответствии с ее классическим определением, занимается решением задач на основе изучения геометрических законов, в то время как управление системой «судно − орудие лова» осуществляется на основе кинематики и динамики элементов этой системы, то есть физических законов. Этим, вообще говоря, и различаются научные и учебные дисциплины «Навигация» и «Управление судном».

Выход в свет данной монографии приурочен к 50-летию кафедры промыслового судовождения Дальрыбвтуза. Она была создана под наименованием «Кафедра судовождения» по инициативе доцента В.П. Олейника, будущего ректора института, который был и первым заведующим кафедрой. Под его руководством был образован костяк преподавательского состава кафедры и созданы основы ее учебно-лабораторной базы. Затем кафедрой руководил доцент М.В. Новоселов, а в 1967 году кафедра была разделена на две, одна из которых получила название «Морское дело», а другая − «Промысловое судовождение». В первые годы существования кафедры промыслового судовождения немалый вклад в подготовку высококвалифицированных судоводительских кадров для рыбопромыслового флота Дальнего Востока внесли преподаватели Л.А. Воронов, Р.Н. Шевалин, Н.М. Щетников, А.И. Тикунов, В.П. Кашепа, Т.Н. Фадеева, Ю.Н. Жданов, М.М. Зотов, Э.М. Жидков, Л.А. Земнухов. Особую роль в становлении и развитии кафедры сыграли выдающаяся преподавательская и научная деятельность опытного капитана-промысловика Л.П. Гостомыслова и исследователя промыслового судовождения А.Н. Солодянкина, памяти которых авторы посвятили свою монографию.

Можно надеяться, что монография «промысловая навигация. Управление системой "судно – орудие лова"» будет с интересом принята читателями.

 

В.В. Вейхман, заведующий кафедрой промыслового судовождения Дальрыбвтуза в 1967-1970 гг.


К пром. навигации                     К рецензии                     К новостям ДВФУ

Меню сайта