Мини-чат
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 Меню сайта
|
РецензияРецензия на монографию С.Г.Фадюшина, М.Е. Барышко и В.Ф. Варенникова «Промысловая навигация» (выдержки) Поставленная авторами цель описать методы и способы управления судном при выполнении промысловых операций, безусловно, способствует более глубокому осмыслению фундаментальных основ профессиональной деятельности специалистов-промысловиков и, прежде всего, судоводителей рыбодобывающих судов, и практических приемов, обеспечивающих оптимальное изъятие продуктов лова. Авторы используют богатый личный опыт − свой и своих коллег, проявляют похвальное стремление подвести теоретический базис под методику различных видов облова рыбных скоплений и дать основанные на этом рекомендации прикладного характера. Монография как научный труд должна обладать целенаправленностью в форме углубленного изучения одной или нескольких связанных между собой тем, целостностью содержания и методологическим единством рассмотрения поставленных задач. Авторы монографии, судя по ее содержанию, стремились выполнить указанные требования, однако это им удалось не всегда. Уместно предположить, что при рассмотрении конкретных задач следует прибегнуть к определенной последовательности изложения: постановка задачи; применение математики или иного аппарата формализации содержательных процедур для описания объекта исследования и решения задачи; практические рекомендации, опирающиеся на изложенную теорию и вытекающие из нее; иллюстрация полученного решения примерами из реальных ситуаций. К сожалению, авторы не всегда следуют предлагаемой логике постановки и решения задач. В некоторых случаях математический аппарат оказывается сам по себе или вообще отсутствует, а рекомендации базируются исключительно на выработанных практикой приемах, овладение которыми, конечно, полезно, и может служить предметом обмена производственным опытом, а не научного исследования. В другом случае (глава 11) целью изложения является сам математический аппарат (в чем, кстати, авторы не имеют преподнести ничего оригинального), а как-то связанный с промысловой деятельностью пример используется лишь как необязательная иллюстрация применения этого аппарата. В монографии отсутствуют необходимые в таком жанре научного труда обобщение и анализ литературы по исследуемой теме. Далее представлены замечания по главам монографии. ВВЕДЕНИЕ Введение, в общем случае, должно ввести читателя в круг рассматриваемых в монографии вопросов, то есть содержать обоснование актуальности выполняемого исследования, четкую формулировку цели исследования, постановку задач исследования и краткое указание на пути их решения, представление истории вопроса, мотивировку адресности предлагаемых результатов. Представляется, что текст Введения в монографии лишь частично удовлетворяет указанным условиям. Авторы определяют понятие «Промысловая навигация» как науку об управлении движением судна при выполнении промысловых операций. В принципе, такое определение этой науки возможно, по аналогии, скажем, с понятиями «Воздушная навигация», «Космическая навигация» и т.п. Однако с определением «Промысловой навигации» как составной части науки «Навигация» нельзя согласиться. Известно, что предметом Навигации является разработка способов графического и аналитического решения задач по определению местоположения судна на основе изучения геометрических законов перемещения на поверхности Земли и законов движения судна в водной среде. Но Промысловая навигация, в соответствии с определением ее предмета авторами монографии, это наука об управлении движением судна при выполнении промысловых операций с учётом влияния гидрометеорологических факторов, орудия лова, объекта промысла и человеческого (субъективного) фактора. И в этом плане она должна рассматриваться как специфическая часть науки «Управление судном». Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить представленную в монографии концепцию с трактовкой предмета «Управления судном», как она представлена в учебнике В.И. Снопкова «Управление судном», учебном пособии Г.Н. Шарлая «Управление морским судном» и других учебниках, монографиях и руководствах. В рецензируемой монографии шесть глав, судя по их названиям и содержанию, отнесены авторами к тактике различных видов лова, что явно выходит за рамки предмета Навигации. Сам термин «Промысловая навигация» был введен в употребление проф. В.Е. Ольховским по соображениям преходящего характера, и вряд ли стоит его реанимировать. Лучше, как мне кажется, «назвать кошку кошкой», то есть определить рассматриваемый круг вопросов как «Управление промысловым судном» или аналогичным термином. Нельзя согласиться с авторами в определении предмета промысловой навигации через приведенный ими перечень целей, достижение которых она обеспечивает. Основной целью управления судном при работе с орудиями лова, по моему мнению, является эффективная добыча объектов промысла, освоение и сохранение водных биоресурсов при условии обеспечения безопасности плавания и промысла. Требования,
предъявляемые к судоводителю промыслового судна, целесообразно ранжировать,
приняв за основу положения Международной конвенции о подготовке и дипломировании
персонала рыболовных судов и несении вахты Перечень вопросов, разрабатываемых промысловой навигацией, также необходимо ранжировать, выделив в первую очередь самые главные, а уже потом упомянув (или вообще не упоминая) второстепенные, вроде использования промыслово-навигационных пособий. Особенно следует оттенить методологическую основу способов управления промысловым судном, чтобы читатель − судоводитель понимал, зачем ему «рогатые» формулы, являющиеся основным материалом, преподносимым ему монографией, и что ему с ними надлежит делать: то ли это прямое руководство к действию, то ли теоретическая основа гипотетических промыслово-навигационных комплексов. Без этого обилие математики, мало доступной рядовому читателю-профессионалу, может вызвать у него лишь недоумение. Думается, авторы несколько отвлеклись от реальности, утверждая, что «недалек тот день, когда оператор-промысловик будет управлять движением судна, находясь за тысячи миль от района промысла». Было бы желательно указать, что нового привнесено авторами в рассматриваемые вопросы. 1. ПРОМЫСЛОВО-НАВИГАЦИОННЫЕ ПОСОБИЯ И НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ МОРЕПЛАВАНИЯ И ВЕДЕНИЮ ЛОВА НА ПРОМЫСЛЕ В монографии, как она представлена авторами, основное содержание составляют вопросы, отраженные в главах, посвященных тактике промысла, а вопросы, сосредоточенные в данной главе, имеют по отношению к ним вспомогательный характер, поэтому уместно было бы расположить эту главу в соответствии с ее рейтингом, то есть после них. Логика преподнесения материала читателю от этого только выиграет. Еще в 70-е годы стало ясно, что замысел создания и использования навигационно-промысловых карт и атласов не оправдал себя в связи с громоздкостью процедур их подготовки и издания, при которых они, как правило, попадали к потребителю только тогда, когда промысел объектов данного вида и в данном районе уже был свернут. Издаются ли промысловые карты в настоящее время? Если издаются, то было бы не лишним сообщить, как они представлены в каталогах карт и книг (если, конечно, представлены), где и как можно их заказать и получить, как на них отображена промысловая информация? Или это лишь «воспоминание о прошлом»? Можно ли что-либо сообщить о навигационно-промысловых или подобных им картах, издаваемых за рубежом? Если это возможно, следует уделить значительно большее внимание источникам оперативной промысловой информации, которая может быть получена непосредственно на промысле, и способам ее представления и использования. В перечень нормативных документов, которые устанавливают нормы безопасной работы судна на промысле, не включено Наставление по предупреждению аварий и борьбе за живучесть судов флота рыбной промышленности. Разве оно отменено? Что
касается построения промыслово-навигационного планшета, то представляется, что
авторы предлагают использовать теоретически строгий, но неоправданно трудоемкий
метод, особенно при отсутствии на судне таблицы меридиональных частей. Гораздо
проще выполнять построение планшета с применением углового масштаба, как при
графических построениях, связанных с определением места суда по высотным линиям
положения. Если разбивать вертикальную рамку меркаторской карты на равные части пропорционально минутам широты, то в
широтном интервале практически постоянного масштаба погрешность оказывается
менее 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫБНОЙ ОТРАСЛИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ Содержание главы никак не связано с целевым назначением монографии, хотя, по смыслу, оно могло бы быть использовано для обоснования актуальности выполненного исследования (разумеется, при должном представлении информации). К сожалению, информация представлена «в сыром виде», и никакой необходимости включения ее в текст монографии не усматривается. Обилие перечислений, и никакого обобщения. Форма представления данных бессистемна: то это перечни, то таблицы с обилием пустых ячеек и без боковика. Структура таблиц 9 − 13 вообще малопонятна; если столбцы соответствуют определенным промрайонам, то в строках никакого порядка не наблюдается. … Перечни районов промысла не приведены к единой системе: в табл. 8 она одна, на с. 36 − 37 − другая. …. 3. РАЗВЕДКА И ПОИСК РЫБНЫХ СКОПЛЕНИЙ содержание гл. 3 (кроме пп. 3.2 и 3.3) не вполне соответствует ее названию. В п. 3.1, в сущности, речь идет не о разведке и поиске рыбных скоплений, а об оценке промысловой значимости освоенных или новых районов. Основное содержание пп. 3.4 − 3.10 составляют методы определения элементов движения рыбного косяка и курсов сближения с ним. По-видимому, следовало бы уточнить название главы в соответствии с ее содержанием. Содержание п. 3.11 было бы целесообразно отнести к главам, в которых излагается тактика соответствующих видов лова, что, собственно говоря, непосредственно следует из названия п. 3.11 − «Влияние… на тактику поиска и лова»… . 4. ТАКТИКА ТРАЛОВОГО ЛОВА Понятие «тактика лова», конечно же, шире, чем методы облова рыбных скоплений и выбор промысловых курсов. По-видимому, оно включает в себя оценку промысловой значимости районов и объектов промысла, выбор способа изъятия рыбных ресурсов, определение оптимальной величины промыслового усилия, распределение сил (расстановку флота) и т.п. Упоминание об истории открытия трактрисы и исследовании ее свойств (с. 102) представляется излишним, поскольку оно не связано с последующим изложением. Сомнительно утверждение «Уравнение трактрисы является наиболее простым». По сравнению с чем и в каком смысле? Почему трактриса является кривой погони − «также»? Как уравнения трактрисы (параметрические и в декартовых координатах), приведенные на с. 102, связаны с выражениями (61) и (62)? Каким образом эти уравнения вытекают из уравнения (18), выражающего в общем виде связь между величинами П и КУ? Величина μ в уравнении (18) вообще отсутствует. В формуле (58) − каков физический смысл параметра семейства кривых? Из чего следует, что его значения в реальных условиях лежат в пределах от 1 до 1,23? На с. 104 используется понятие «траловая кривая» с μ=1,16. Откуда взялось это понятие? Может быть, имеется в виду уравнение (58)? … Утверждается, что уравнение трактрисы можно аппроксимировать выражением (66). Было бы небесполезно показать, как именно из уравнения трактрисы, по-видимому, в форме (61) получено выражение (66) или третье уравнение в системе (67) при условии η=1,16. На рис. 23 не помечена величина D0. Что должен делать промысловик для расчета величины ΔК по формуле, приведенной в начале с.119? Вряд ли можно предположить, что он будет считать по ней, даже с использованием средств вычислительной техники. К тому же, неясно, как эта формула получена. П. 4.10. Если утверждается, что данные по длине ваеров и глубине хода разноглубинного трала получают непосредственно на судах путем экспериментальных тралений, то непонятно, для чего на с. 120 приведены формулы для расчета этой величины по данным, приведенным в [36]. Описание процесса постановки и выборки трала (а также выхода на курс траления) (п. 4.15) не увязано с предшествующим изложением. 5. ТАКТИКА КОШЕЛЬКОГО ЛОВА … Разрыв между применением понятий b и η, входящими в формулы (80) − (82) (с. 155), и определениями этих понятий (с. 55) составляет 100 страниц текста, что затрудняет чтение. Одновременное использование обозначений, принятых в пропорциональной навигации, и обозначений, принятых в «обычной» навигации, затрудняет чтение, тем более что в определениях тех и других величин используется термин «навигация», но в несовпадающих его значениях. П. 5.9. В предложенном алгоритме целенаправленного движения судна при замете (с. 157 − 160) используется безличная форма глаголов («определяется», «рассчитывается»). Если понимать алгоритм как набор инструкций, предписывающих устанавливаемые действия, то лучше использовать неопределенную форму глагола совершенного вида: «рассчитать», «определить» и т. п. 11. ЛИНЕЙНАЯ И НЕЛИНЕЙНАЯ КОРРЕЛЯЦИЯ КАК РАЗДЕЛ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПРОМЫСЛОВОЙ НАВИГАЦИИ Корреляция, вообще говоря, не является «разделом специализированной математики», а представляет собой меру зависимости переменных, при которой одному значению одной переменной соответствует несколько значений другой переменной. Структура главы представляется неудачной. Следовало бы вначале сформулировать постановку промысловой задачи, вызывающей необходимость обратиться к соответствующему математическому аппарату, затем рассмотреть этот аппарат, подчеркивая (возможно, на конкретном примере) интерпретацию его инструментария применительно к конкретным задачам, и в заключение продемонстрировать эффективность применения этого аппарата для решения промысловых задач. … 12. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Название главы неудачно: понятие «рыбохозяйственная деятельность» значительно шире, чем деятельность, рассматриваемая в данной главе. … Для определенной части читателей, которым адресована монография, термины «гипостерический», «стеничный», по-видимому, нуждаются в пояснении. … Трудно согласиться с тем, что в современных условиях работы на судах преодолены информационная изоляция и гиподинамия. … Вряд ли можно объединять в одну группу стрессоров авторитарный стиль управления и уставной порядок. С. 218. Проведенное обширное обследование показало, что опрошенные судоводители ставят на первое место среди профессионально значимых личностных качеств, наряду с ответственностью, справедливость в обращении с подчиненными. … С. 227. Вряд ли стоит выделять, какой документ при несении вахты является главным. А Устав службы? А требования Конвенции ПДМНВ? С. 229. Утверждение о том, что рыбопромысловый флот России постоянно оснащается новыми… промысловыми судами, выглядит малоубедительным в свете содержания главы 2. … Прочие замечания Физические величины должны быть представлены в единой системе (СИ) в соответствии с действующими стандартами. Не допускается применение единиц типа «л.с.», «кгс» и т.п. В тексте следует использовать общепринятые сокращения («рис.», «табл.», «уз.», «гг.» и т.п.). Структура таблиц, содержащихся в монографии, бессистемна. Необходимо ее унифицировать. Таблицы обычно имеют головку и боковик. Если боковик отсутствует, то лучше данные представить в форме перечней или т. наз. выводов. Без необходимости не следует разделять строки данных в таблицах линейками. Недопустимо одновременное применение двух разных систем ссылок на первоисточники: по фамилиям авторов (в главе 5, с. 149, 151) и по указаниям на список литературы. В нумерации глав налицо сбой: отсутствует глава 10. Рассматриваемая монография может быть рекомендована к изданию после необходимой доработки. Рецензент − В.В. Вейхман, канд. техн. наук, доцент 5
ноября К пром. навигации К предисловию К новостям ДВФУ |
Меню сайта
|